Timchenko 2

 

За десять лет службы в Ростовском академическом театре драмы им. М.Горького Алексей Тимченко стал не только одним из ведущих актёров труппы, но и настоящим любимцем донских театралов. На его яркие роли ходит публика, ему рукоплещут. Зал то взрывается от хохота, то тихо грустит, сопереживая его героям.
Как сегодня, накануне профессионального юбилея, ощущает себя артист и человек Алексей Тимченко?
Понять это, надеюсь, поможет беседа с ним за кулисами старейшего театра Дона. А начнём, пожалуй, издалека и по порядку…

 Timchenko 8

 

- Вы ведь, Алексей, в 2009 году окончили Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В.Собинова?

 

- Там был театральный факультет, располагавшийся в отдельном здании, где готовили, кроме драматических артистов, также артистов оперетты и «кукольников». Но до этого я получил ещё и среднее специальное образование бухгалтера-экономиста. И диплом имеется, который, правда, мне пока не пригодился.

 

- Вы уроженец Саратова?


- Если быть точным, я родился в небольшом городке Красный Кут Саратовской области. Семья у меня, естественно, совсем не театральная: мама специалист по электрическому оборудованию на местном заводе, отчим работает в ремонтной службе железной дороги, а брат – лётчик. Они и сегодня живут там же, в Саратовской области.


- Начинали, наверное, с художественной самодеятельности?


- Ещё в детстве я много пел, играл в КВН, сам освоил гитару, сочинял музыку и стихи. Хотелось творчества, но непонятно было, в каком направлении мне двигаться.
И в тот самый момент, когда следовало уже точно определяться с будущей профессией, мне совсем неожиданно позвонила по телефону моя классная руководительница (ещё в 9 классе) Татьяна Васильевна – заслуженный учитель РФ, между прочим. Почему она обо мне тогда подумала, я не знаю до сих пор. Видимо, рассмотрела во мне, мальчишке, какие-то актёрские задатки. Татьяна Васильевна и говорит: «Лёша, в этом году актёрский курс в Саратове набирает очень хороший мастер, Александр Григорьевич Галко. Тебе бы к нему попасть…» Откуда она это узнала? Понятия не имею…

 

Timchenko 13


А я даже не представлял, что нужно готовить для показа. Но созвонился с вузом, подготовился самостоятельно и поехал…

Александр Григорьевич, как я впоследствии узнал, оказался действительно сильнейшим театральным педагогом, одним из лучших в России, Народным артистом РСФСР, удостоенным за свою педагогическую деятельность премии Станиславского. И как-то довольно легко я прошёл все конкурсные туры и был принят на его курс.

 

Timchenko 14


- Тот же саратовский вуз окончили и другие ведущие ныне актёры театра им. М.Горького – Вячеслав Огир, Екатерина Березина, Елена Золотавина. Не говоря уж о том, что один из мэтров театра, Народная артистка России Татьяна Шкрабак, когда-то тоже окончила Саратовское театральное училище. Можно сказать: Саратов рулит?


- Одно время там ещё учился и Артём Шкрабак. Театральная школа в Саратове очень серьёзная, где тщательно и скрупулёзно преподают практически все необходимые для дальнейшей работы театральные дисциплины. Когда я выпустился, то твёрдо мог сказать, что умею практически всё – фехтовать, проводить бои и делать акробатические номера, в меру способностей петь и танцевать. Мы глубоко изучали русский и зарубежный театр, не говоря уж об общераспространённых дисциплинах, таких как эстетика, психология и т.д.


- Уже в институте происходило разделение студентов по актёрским амплуа?


- Нас пробовали в разных профессиональных направлениях. В дипломных спектаклях, например, у меня была одна роль отрицательного героя, другая - характерная роль взрослого человека, были и экспериментальные работы на сцене саратовского ТЮЗа. Словом, нам была дана прекрасная возможность попробовать себя в разных ипостасях. В дипломных спектаклях обычно представлена драматургия в стихах, что очень важно и сложно для любого актёра. Плюс классика, как правило, это А.Н.Островский. Был и спектакль, составленный из отдельных новелл, и, повторюсь, моё участие в экспериментальных постановках, и работа студентом в массовке драмтеатра им. И.А.Слонова.

 

Timchenko 15


- Алексей, а как вы по окончании института оказались в Ростове?


- Меня просматривал лично худрук театра Н.Е.Сорокин. До этого я показывался в несколько столичных театров, но там везде стоял вопрос московской прописки и «грозящей» мне службы в армии. В Ростове же к тому времени уже работала наша землячка Екатерина Березина, которая и предложила нам, группе саратовских выпускников, показаться руководству РАДТ им. М.Горького.
«Смотрины» у Н.Е.Сорокина оказались для меня удачными. Более того, Николай Евгеньевич пообещал решить и решил все мои проблемы – и по жилью, и армейские.

 

Timchenko 17


- У вас возникли какие-либо сложности при переходе со студенческой скамьи в профессиональный, да ещё и академический театр?


- Новый коллектив – это всегда непросто. Но человек я общительный, довольно легко сходящийся с людьми. Как любой молодой артист, я вначале тоже играл, в основном, «принеси-подай». Но мне повезло: в тот момент болгарский режиссёр Богдан Петканин ставил у нас спектакль «Ромео и Джульетта», и артист, который должен был играть Ромео, буквально за неделю до спектакля был снят с роли. Богдан, помню, тогда спросил меня: «Справишься, Лёша?». А куда деваться, не каждому выпадает ТАКОЙ шанс! Всю неделю я зубрил 96 (!) страниц текста в стихах, и в результате вроде бы роль получилась. Я как бы «вскочил» в эту роль, изначально предназначенную другому актёру, и до сих пор не знаю, истинный ли я Ромео или нет? Хотя играю его и по сей день.

 

Timchenko 16


- У вас с режиссёром Богданом Петканиным сложился очень плодотворный творческий тандем. Вы играете ведущие роли в его спектаклях «Примадонны», «Зануда», в упомянутом уже «Ромео и Джульетта»…


- Да, я могу сказать, что Богдан – мой любимый режиссёр! «Зануда» и «Примадонны» - это из последних его постановок. А до этого были: «Доходное место», «Абонент временно недоступен», «Саранча»… Я играл почти во всех спектаклях, которые он у нас ставил. Поэтому я считаю Богдана во многом своим учителем. Он человек европейский, требующий несколько другой манеры исполнения. Я долго этому сопротивлялся, не скрою, было трудно. Но в каждом спектакле я у него чему-то научился, это прослеживается от роли к роли.


- Алексей, а с кем вам ближе работать – с режиссёрами-диктаторами или с режиссёрами, которые принимают любые творческие предложения актёров?


- Момент диалога всегда нужен, потому что ты должен понимать, ЧТО ты делаешь на сцене. Если режиссёр сказал «делай только так!» и не хочет идти с тобой на разговор, ты вынужден это делать. Наша профессия подневольная. Но в любом случае, мы привносим в роль свою ноту, ведь все мы разные, все индивидуальности. Словом, если идёт творческий процесс, в котором заинтересованы обе стороны, будет и качественный результат!


- Ростовский академический театр драмы им. М.Горького уже почти два года живёт без главного режиссёра, который должен грамотно выстраивать репертуарную, кадровую политику театра, создавать творческую атмосферу внутри коллектива. Это артистами ощущается?


- Главный режиссёр обязательно нужен любому театру. И наш, в этом смысле, не исключение. Актёры, кроме всего прочего, должны быть под присмотром – кому-то надо помочь, кого-то иногда и приструнить. Творческий начальник нужен в любом случае, это гарантия от раздрая и хаоса в столь непростом коллективе.


- В какой-то момент жизни и карьеры многие артисты начинают задумываться о режиссуре. Вас уже посещало такое желание?


- Такие мысли, конечно, возникали. Но в первую очередь, я бы, наверное, всерьёз отучился режиссёрскому мастерству, которое является отдельной профессией. И если такая возможность представится, я это сделаю. Прежде всего, для того, чтобы видеть всю полноту профессиональной картины.
С Богданом Петканиным мы всегда, в процессе создания каждого спектакля обсуждали все творческие нюансы. Это было для меня серьёзной школой, но её недостаточно.
Я бы с удовольствием и преподавал, но, увы, почему-то в Ростове сейчас нет нормальной актёрской школы. Это удивительно! Когда и если она появится, я охотно стал бы учить студентов, хотя дело это очень сложное, трудоёмкое и ответственное.

 

Timchenko 18


- Актёры зачастую бывают недовольными распределением ролей в спектакле. Вот, например, вы играете в «Ревизоре» Добчинского. А на взгляд многих зрителей, по-настоящему ваша роль – Хлестаков! Вы согласны с этим?


- В своё время, я был введён в этот спектакль, который ставил ещё Н.Е.Сорокин. А поскольку Хлестакова уже много лет у нас успешно играет Александр Богданов, не вижу смысла это обсуждать. Я не обижен интересными ролями, мне грех жаловаться.


- В вашем репертуаре немало характерных, порой острохарактерных ролей. Но многие артисты, включая сугубо комических по своему амплуа, мечтают о серьёзной драматической либо даже трагической работе. Есть ли у вас подобное желание?


- Меня учил мой педагог, да и многие хорошие режиссёры работают так, чтобы в каждой пьесе найти и смех, и слёзы. И если спектакль выстроен таким образом, это правильно. То же и в роли. А когда есть контраст, то и смотреть зрителю интересно. У Богдана Петканина, например, в «Ромео и Джульетте» первый акт – сплошное веселье, а второй – убийства, кровь, смерь. Поэтому полностью драматичная или трагическая роль, наверное, для меня будет скучноватой. Конечно, хорошо, когда люди за тебя переживают, сочувствуют, но я, если честно, и на сцене и в жизни больше люблю веселиться.

 

Timchenko 19


- Вы ведь, кроме РАДТ им. М.Горького играете ещё и в частном театре «18+», который недавно получил премию «Золотая маска»?


- За спектакль «Волшебная страна», но я в нём не участвую. Я занят в других интересных спектаклях, работаю с молодыми амбициозными режиссёрами. Мне там нравится, и публика принимает прекрасно! Кого-то отпугивают иногда звучащие со сцены, скажем так, не очень цензурные выражения. Но в маленьком камерном зале, при публике 18+, я считаю, это допустимо.
А попробовать сыграть современные пьесы, которые написаны буквально сейчас, да ещё в самом современном режиссёрском прочтении, это очень круто! Я, например, играю чешскую пьесу «Мазохист» - один на один с залом, полтора часа на сцене, 45 страниц чистого текста! Стендаповая манера подачи была для меня нова, было трудно. Тем более что меня, как и в истории с Ромео, пригласили за семь дней до премьеры. Можно было испугаться, но я решил доказать самому себе, что СМОГУ, что справлюсь! С утра до вечера ходил в наушниках с текстом, начитывал, начитывал…
В итоге получилось, как говорят, очень интересно и вкусно. Зрителям нравится. Это иной, параллельный театральный мир, в котором мне тоже очень хорошо.

 

Timchenko 20


- А был ли у вас кинематографический опыт?


- У меня уже были девять проектов, правда, в основном, я был занят в эпизодических ролях. Эти фильмы или сериалы снимались на натуре здесь, в Ростове. Однако загвоздка в том, что актёру кино желательно постоянно находиться рядом с киностудией, что называется: всегда быть под рукой у кинорежиссёров и продюсеров. Чтобы тебя заметили и приглашали вновь и вновь, надо, как говорится, «выстрелить» в какой-нибудь более-менее крупной кинематографической роли. И если мне выпадет «счастливый билет», я им непременно воспользуюсь. Во всяком случае, сделаю для этого всё от меня зависящее.

 

Timchenko 21


- Но ведь съёмочный процесс – это совсем другая технологически работа, нежели в театре. Не корёжит ли она театрального актёра?


- Первое время, честно говоря, не было трудно сориентироваться, как себя вести на съёмочной площадке. Но опытные актёры, находящиеся рядом, всегда подскажут. Или режиссёр, оператор. В кино работа по репликам, по кадрам. Там нельзя «хлопотать лицом», особенно на крупном плане. Там совсем другие ощущения от работы, где нет зрителя, но есть холодные глазки камер. В кино масса своих нюансов, однако, всё равно, очень интересно. Ну, где и когда бы я ещё пострелял из винтовки Мосина, поездил на мотоцикле BMW времён Второй Мировой войны и кубарем падал бы в овраг? А в кино – пожалуйста…
Ну, а когда фильм выходит на экран, вдруг звонят родственники: «Лёша, мы тебя видели! Как же ты там…»


- Многие известные ныне на всю страну актёры, взяв свой профессиональный старт в Ростове, затем перебрались в столицу и теперь успешно работают в знаменитых театрах, часто снимаются в кино. Нет ли у вас желания попробовать себя в Москве?


- Конечно, хотелось бы почаще сниматься. Ведь всероссийская популярность рождается только в кинематографе и на телевидении, а театральных актёров знает лишь узкий круг зрителей. Да и заработки там совсем другие. Однако для этого предпочтительно, как я уже говорил, жить и работать в Москве или в Санкт-Петербурге. Необходимо всё бросить здесь и пытаться пробиться там. А это сложно, у меня семья, насыщенная событиями работа в театре. Честно говоря, хотелось бы просто развиваться в профессии. Что пока мне вроде бы удаётся.

 

Timchenko 11

- Алексей, вашим поклонникам интересно узнать и о вашей семье. Из кого она сегодня состоит?


- Я женился четыре года назад на прекрасной ростовчанке, Анастасии. Она не актриса, сейчас преподаёт основы туристического бизнеса. Я считаю, что это плюс для семейных отношений. А нашей маленькой Мире два с половиной годика. Это счастье неимоверное!

 

Timchenko 9

- У вас немало постоянных поклонников и поклонниц, которые выражают через социальные сети слова благодарности за ваше творчество, наверняка, просят на улице сделать сэлфи. Жена не ревнует?


- Нет, Настя всё понимает и нормально к этому относится. Ведь это моя аудитория, мои зрители. Ради них я работаю и хочу, чтобы они так же всегда охотно приходили в театр. А моя задача – что-то донести до них, вызвать эмоции, заставить их задуматься.
Кстати, впервые жена, как я потом узнал, увидела меня на сцене, когда я играл Жадова в «Доходном месте». Насте тогда понравилось, что мой персонаж такой весь революционер, что он стоит за правду. Она ощущала себя в ту пору подобным же образом, поэтому наше знакомство было лёгким и гармоничным. Видите, и тут мне театр помог!

А что касается моего отношения к благодарным зрителям, то я искренне уважаю своих поклонников, которые по нескольку раз приходят на спектакли, дарят цветы. Это всегда приятно.


- Вы живёте в Ростове уже 10 лет. Считаете ли его по-настоящему своим городом?

 
- Когда я только приехал и увидел широту, размах этого города, мне он сразу очень понравился. Мне понравилось, что в Ростове тепло – никогда не покупал себе здесь зимних вещей, что много прекрасных овощей и фруктов, что близко море! А разве может быть что-то чудесней!
Менталитет народа здесь, конечно, своеобразный – смешение кровей рождает взрывной характер, какую-то особую живость людей. Но в этом их прелесть. Я, выросший почти в деревне, очень люблю природу во всех её проявлениях. У родителей жены есть дача возле Солёного озера, где я обожаю бывать. Люблю рыбалку, которая здесь тоже чуть отличается от приволжской. Я не сразу привык к диалекту, который используют жители Дона. К этим уютным словечкам – жменька, синенькие, бурак, таранка, тютина… Меня здесь поначалу даже называли «кацапом». Но какой же я теперь кацап? Я свой, местный…


- В чём находите отдохновение от трудов праведных?


- Мне нравится многое: люблю слушать музыку и смотреть новое кино, продолжаю с удовольствием играть на гитаре, люблю рисовать – многое люблю и не зацикливаюсь на чём-то одном. Кстати, я очень люблю… готовить.

Timchenko 12


- И что лучше всего получается?


- Например, ризотто или, скажем, карпаччо. Мы с женой Настей обожаем итальянскую кухню. Но и всякая другая мне вполне по плечу.


- Говорят, что в русской, да и в зарубежной драматургии лучшие мужские роли написаны для актёров старше сорока лет. Поэтому у вас ещё всё впереди…


- Мне очень повезло уже в молодом возрасте сыграть в нашем театре много главных и ведущих, крайне интересных ролей. Их в общей сложности, наверное, уже больше шестидесяти. Другие актёры не играют столько за всю свою профессиональную жизнь. Поэтому, повторюсь, мне грех жаловаться. Но я буду рад и более возрастным ролям, когда они придут…

 

Timchenko 7

 А. Молчанов

июнь 2019 г.

 Copyright Курзенев Александр Николаевич © 2019
Copyright 1rostov.ru © 2019
Все права защищены.