teatr 705

 

Скоро уж два года как Ростовский академический театр драмы им. М.Горького живёт без главного режиссёра. И зал вроде бы заполняется, и театральные премии время от времени перепадают, однако двигаться вперёд без жёсткой и креативной воли худрука столь сложному творческому организму, коим является любой театр, попросту нереально.
Видимо, в том числе и поэтому руководство РАТД и Министерство культуры Ростовской области инициировали проведение с 14 по 17 марта экспертного семинара «Смотрим и обсуждаем», во время которого авторитетные столичные театральные специалисты посмотрели несколько спектаклей театра, дав им независимую и непредвзятую оценку.

Московским гостям были предложены спектакли из серьёзного классического репертуара – «Тихий Дон» М. А.Шолохова, «Три сестры» А.П.Чехова, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше и «Сумасшедшая любовь в селе Степанчиково» Ф.М.Достоевского, которые на сегодняшний день являются некой творческой визитной карточкой коллектива. Дабы объективно оценить классику в ростовском исполнении, были приглашены известные в театральном мире люди:
- театровед Корчак М.М. – ответственный секретарь Гильдии театральных режиссёров России, ведущий сотрудник аппарата СТД РФ;
- доктор филологических наук, профессор Ястребов А.Л. – заведующий кафедрой РАТИ (ГИТИС);
- доктор искусствоведения, профессор школы-студии МХТ Петрова А.Н. – один из самых авторитетных педагогов страны в области сценической и эфирной речи;
- театральный критик Карпова Н.Н. – помощник художественного руководителя Московского академического театра сатиры.
При обсуждении спектаклей с труппой театра они высказали своё мнение о качестве режиссуры, сценографии и актёрской игры, оценили актуальность постановок и их художественную выразительность. Итогом семинара можно назвать попытку создания своего рода «методического руководства» для коллектива театра в условиях его существования без главного режиссёра.
Одновременно в рамках семинара-лаборатории профессор Школы-студии МХТ Петрова А.Н. провела для актёров театра мастер-классы по сценической речи.
Какие же выводы сделали в итоге своей творческой командировки театральные профи из Москвы? Что их огорчило либо порадовало? И как, куда дальше двигаться самому маститому театральному коллективу Ростова?
Многие ответы прозвучали в итоговой пресс-конференции, на которой также присутствовали руководители театра и Министерства культуры РО, ведущие артисты.

 

teatr 709

 

М.М.Корчак:
- Было очень приятно, что в течение всех четырёх дней мы увидели полные залы! Несмотря на то, что шли спектакли не самого простого классического репертуара, в зале присутствовало очень много молодёжи. Обмениваясь в перерывах мнением со зрителями, понимаешь, что театр им нравится, идут они сюда охотно. Мы часто с коллегами ездим на различные театральные фестивали, но перед обсуждением никогда между собой не сговариваемся – каждый говорит то, что думает. В данном случае, мы приехали в Ростов не для того, чтобы кого-то хвалить или ругать. Мы искренне высказывали коллективу театра свои мнения. Подобных семинаров в вашем театре не было давно, это не правильно. Профессиональной труппой надо заниматься. И то, что руководство театра ПОПРОСИЛО провести этот семинар-лабораторию, очень важно. Значит, люди понимают, как важно заниматься с актёрами ПРОФЕССИЕЙ.

Какова главная проблема ростовского театра драмы?

Отсутствие главного режиссёра. Но это проблема многих российских театров. Молодые режиссёры, увы, не хотят идти ГЛАВНЫМИ, боясь ответственности. Как хорошо: приехал в город, поставил спектакль, получил гонорар, и привет! Плюс в институтах их не учат быть руководителями, учат только ставить спектакли. А главному режиссёру нужно выстраивать художественную концепцию, постоянно находясь внутри театра.

Что делать в этой ситуации?
Мне, откровенно говоря, трудно здесь советовать. Во-первых, сегодня сложно найти режиссёра, умеющего работать на большой сцене. Поставить спектакль на малой сцене, где-то в закоулке, на втором этаже – это пожалуйста! Но для большой сцены необходимо другое мышление, другой творческий подход. Да ещё с учётом специфического ростовского зрителя. Возможно, на пост главного режиссёра вашего театра подошёл бы Геннадий Шапошников, который уже успешно поставил здесь ряд спектаклей и, судя по всему, хорошо чувствует труппу. Я лично с ним не знакома, но видела его удачные работы в РАТД и в других театрах страны. Однако он сидит в Москве в своём крохотном театре, и я не помню, чтобы за последние годы, его спектакли стали заметным театральным событием столицы. Очень жаль! Ведь в Ростове он бы мог полнее реализоваться.
Раскрыть потенциал актёра, вырастить их него мастера – вот в чём задача главного режиссёра. А в Ростове труппа сильная, интересная всеми актёрскими поколениями, главному режиссёру тут работы непочатый край! В то же время, он должен формировать концептуально логичную репертуарную политику, тогда это интересно – и зрителю, и актёрам.

 

teatr dos 019

 

- Какая сейчас ситуация с поиском главного режиссёра?


П.Ю.Конышева, заместитель министра культуры РО:
- Найти главного режиссёра театра действительно непросто, тем более ТАКОГО театра с огромными традициями. Он должен выстраивать творческую концепцию театра, актёрскую кадровую политику. И чтобы всё это совпало с желанием творца и лидера. Пока найти такого человека не удаётся, но мы надеемся, что, в конце концов, этот вопрос будет решён.


- В своё время Юрий Ерёмин был приглашён в ростовский ТЮЗ из театра им. Моссовета, где он, будучи учеником Павла Хомского, имел возможность поставить спектакль не чаще одного раза в 2-3 года. А в Ростове он выпускал по 2-3 спектакля каждый год, со временем стал главным режиссёром ТЮЗА, а затем - театра им. М.Горького, позже перебрался в Москву и руководил ведущими театрами столицы. Не стоит ли обратить внимание не только на главных, но и на очередных режиссёров из других городов, которые были бы амбициозны, талантливы и готовы возглавить академический театр в Ростове?


М.М.Корчак:
- К сожалению, сейчас фактически исчез институт очередных режиссёров. Ставки есть, но они пустуют…


О.С.Николаева, и.о. директора РАТД:
- Мы, безусловно, обращаем своё внимание и на режиссёров, так сказать, второго эшелона. Но людей трудно сорвать с насиженного места и пригласить на постоянную работу. Словом, мы этим занимаемся, но пока не складывается. Именно поэтому мы и пригласили наших уважаемых гостей в Ростов, чтобы они увидели, как существует театр, как работают актёры, что театр может – и технически, и творчески. Мы хотим, чтобы они подсказали, что нам делать в ближайшее время.


А.Н.Петрова:
- Сегодня мы живём в другом измерении, сталкиваемся с совершенно новыми проблемами, а театр – это лакмусовая бумажка жизни, он должен быть адекватным сегодняшнему дню и смотреть вперёд. Серьёзный режиссёр, художественный руководитель всегда хочет выражать своё понимание мира. Но если он не уверен - ни в труппе, ни в самом себе, если он не видит дороги осмысления мира, возникает сумбур. И, несмотря на то, что у вас худрук отсутствует, театр хорошо работает, он в порядке. Зал полон, люди любят театр, не сегодняшние шоу, а классику. Как это у театра получается? Удивительно…
У вас замечательная труппа. На кого ни посмотришь, он или она способны на многое. Они прекрасно разговаривают на сцене. Это редкая вещь в сегодняшнем театре. Но речь – свидетельство нашей жизни. А сейчас (во многом, «благодаря» Интернету) происходит сумасшедшая речевая революция. Масса заимствований. Мы стали говорить на каком-то странном языке. Поэтому, когда люди слышат со сцены правильную русскую речь, то воспринимают её как нечто устаревшее. Театр практически единственное место, которое может сохранить и защитить наш язык – наше достояние, данное нам предшественниками. И актёры в этом плане – мощная сила! Они должны постоянно совершенствоваться, работать над своей профессией, оттачивать мастерство. Это будет только подспорьем хорошей режиссуре.


- Вы упомянули о специфической ростовской публике. Какой вы увидели эту специфику?


М.М.Корчак:
- За последние годы вся наша российская театральная публика довольно сильно менялась. Как только открыли шлюзы, когда стало можно показывать и говорить на сцене ВСЁ, публика туда хлынула – и в центре, и в регионах. Но насытившись «свободой», мне кажется, всё стало несколько устаканиваться. Есть, например, Малый театр и есть Гоголь-центр. Они сосуществуют, и каждый человек волен выбирать, куда ему пойти. А вообще, я считаю, театр должен воспитывать людей. Это на генетическом уровне. Я видела в Ростове аншлаг (в будний день) на спектакле «Тихий Дон», который идёт уже четвёртый год. Честно говоря, я была поражена! И это очень радует.
Знаю, что в вашем городе очень любят комедии, недаром здесь проходит театральный фестиваль «Русская комедия». Я думаю, что в Ростове найдётся свой зритель и на экспериментальные спектакли. А мы, в свою очередь, порекомендуем вам интересных режиссёров, успешно работающих в этом направлении.


А.Л.Ястребов:
- Хочу поделиться своими впечатлениями от этой поездки и от ростовской публики. Я не секунду не жалею о том, что мне посчастливилось побывать в вашем городе. Прежде всего, я был пленён зданием театра, которое тесно связано с историей нашей страны. Мне понравилась труппа – молодая, инициативная, живая, которая может справиться с любыми задачами.
Что касается отсутствия в театре главного режиссёра, то тут не надо торопиться и принимать скоропалительные решения. В качестве худрука надо найти мощного творческого человека, настоящего лидера театрального коллектива который предложит какую-то интересную концепцию и, в то же время, будет деликатен по отношению к зрителю.
Меня всегда интересует приходящий в театр зритель, я его внимательно изучаю даже визуально. В Ростове я взирал на сцену, словно с какого-то подиума – столько красивых девушек в зале, и даже в мини-юбках, несмотря на пасмурный вечер. Они ходят парами – это традиция, но они ходят с мужьями и с поклонниками, причем намного чаще! А когда гендерные интересы и предпочтения совпадают с творческими, с эстетическими – это просто прекрасно!
Словом, я был искренне рад возможности посетить Ростов и познакомиться с талантливой труппой театра и с очаровательной ростовской публикой. Поверьте, я не повторяю этот текст во всех других городах, где бываю. Возможно, я с радостью и повторял бы эти слова, но далеко не везде дают подобный повод. Отнюдь не всегда появляются те тёплые, прочувствованные эмоции, которые я сейчас здесь ощущаю. Спасибо вам за них!

 

Ольга Николаева от лица артистов и всего коллектива Ростовского академического театра драмы им. М.Горького поблагодарила гостей за плодотворную работу, за откровенно высказанные замечания, рекомендации, профессиональные советы и пожелания.

 

teatr 710

Автор с ведущими артистами РАТД Екатериной Березиной и Алексеем Тимченко

А. Молчанов

Copyright Курзенев Александр Николаевич

© 2019 Copyright 1rostov.ru

© 2019 Все права защищены.