Sergey Polivect 2472

 

В историческом ростовском «Доме Максимова» 19 апреля 2019 года состоится вот уже пятая в самой новейшей истории фотовыставка творческого объединения «Марке Фано», под названием «Паломничество к Святой горе Афон». Выставка приурочена к 10-летию паломнической экспедиции на яхте «Центурион», одним из участников которой был руководитель «Марке Фано», фотохудожник, лауреат многочисленных профессиональных премий, член Союза журналистов России Сергей Поливец. Именно он стал инициатором и организатором фотоэкспозиции. Поэтому именно с ним наша сегодняшняя беседа. Итак…

 

Sergey Polivect 59a

 

- Сергей Алексеевич, предлагаю начать издалека, с самой границы нашей Родины…
- Наверное, вы имеете в виду мою срочную службу в погранвойсках? Действительно, я служил на погранзаставе в Армении, на границе с Турцией. Участвовал в двух десятках задержаний нарушителей границы, но не повезло - никого не поймал. Ведь пограничников много, а нарушителей единицы. Демобилизовался я в звании старшего сержанта, командира отделения. По окончании службы в столь престижных войсках КГБ СССР, да ещё и с такими характеристиками, в то время открывались хорошие перспективы, вплоть до льготного поступления в МГИМО. Но я так соскучился по Родине, что без раздумий вернулся в Ростов. Встал вопрос: чем заниматься в гражданской жизни?
С 12 лет я ходил в фотокружок при Дворце детского творчества, что и сегодня находится в парке Вити Черевичкина. У нас был замечательный педагог, Рамуальд Рамуальдович Сальоми, родом из Прибалтики, интеллигент, который разговаривал с приятным акцентом, а главное – был настоящим асом в профессии, Художником с большой буквы. Поэтому, вернувшись из армии, я по совету друга-фотографа решил попробовать себя в этой профессии, которая оказалась намного интереснее, чем я раньше предполагал. Полгода я был учеником фотографа, получил 3 разряд, позже начал участвовать в фотовыставках. В советское время строго следили за профессиональным ростом людей, кого-то попросту заставляли учиться. И после каждого обучения (а выставка, конкурс к нему приравнивались) присваивался новый разряд, повышалась зарплата, премии. Я довольно быстро получил высший 7 разряд, а позже, выиграв конкурс на республиканской фотовыставке, стал Мастером первого класса РСФСР. То есть, к 27 годам я фактически имел уже все титулы, которые в те годы можно было заработать в бытовой фотографии.


- Но вы ведь тогда не чурались работы любой профессиональной направленности?
- Раньше у фотографов была масса работы! К тому же, мы не имели права отказываться от какого-либо заказа, ведь можно было нарваться на жалобу клиента. Мы все трудились на госпредприятии и относились к сфере бытового обслуживания населения. В течение 11 лет я проработал во Дворце бракосочетаний под начало бессменного руководителя Любови Борисовны Пузиковой. Я даже установил там своеобразный рекорд, который в России до сих пор ещё никто, насколько мне известно, не побил: за три дня (с четверга по субботу) я один снял 126 свадеб! С тех пор я не снимаю свадьбы ВООБЩЕ!

 

Sergej Polivect 1604

- Как в вашей жизни появилась Марке Фано? И откуда вообще пришло столь экзотическое название?
- Фирма существует с 2000 года. В этот момент я уже работал юристом, так как, параллельно с занятием фотографией, окончил Московский институт защиты предпринимательства. Я юридически поддерживал регистрацию и открытие различных фирм, в том числе и зарубежных на территории России. Однажды ко мне обратились итальянцы, которым все наши юристы отказывали в услугах, видимо, по незнанию этого нового тогда дела. А мне удалось довольно быстро и без всяких взяток и магарычей справиться с задачей. Итальянцев это впечатлило, и они предложили мне должность директора по правовым вопросам в созданной в Ростове структуре. Фирма называлась «Марке Фано» от итальянской области Marche и города Fano, где и сегодня находится штаб-квартира этой зарубежной компании. До 2005 года фирма «Марке Фано» довольно успешно занималась в Ростове высокими технологиями в покраске фасадов зданий. Однако в тот период нашу страну наводнили дешёвые турецкие краски низкого качества, и итальянские производители были вынуждены уйти с ростовского рынка. Руководители компании переписали на моё имя зарегистрированную фирму и просили не менять её название в память о нашей совместной работе.

 

Sergej Polivect 2587

- И вы снова вернулись к творчеству?
- До этого я по работе частенько бывал в Италии, где познакомился, в частности, с известным фотографом студии «Армани» Альдо Фаллаем и многими другими выдающимися мастерами. Пообщавшись с ними, я понял, что всё-таки я – фотограф, а не юрист или бизнесмен. Вообще, Италия – это страна декораций. Что бы ты там не фотографировал, всё хорошо получается. Просто удивительно! И первый мой визит в Италии в качестве фотографа стал серьёзной заявкой. Я сделал снимки для календаря, который в тот год сделался очень популярным. Итальянские коллеги оценили мою работу и предложили поучаствовать в некоторых проектах. В итоге я наездами проработал с ними пять лет, которые стали для меня огромной профессиональной школой. Главное – я понял тенденции развития современного фотоискусства, после чего возникло желание поделиться приобретённым опытом уже со своими земляками, с ростовчанами. Однако поначалу это оказалось никому не нужным. Довольно средние фотографы из Москвы, которые учили, как снимать детей и молодожёнов, собирали в Ростове толпы людей, а мастер-класс Альдо Фаллая, приехавшего по моему приглашению, даже не заполнил аудиторию на 40 человек. Тем не менее, продолжая заниматься серьёзными творческими проектами, я одновременно старался передавать свой опыт. Кстати, каждый день в Италии качественные и дорогостоящие фотографы не работают. Допустим, в студии «Армани» всего две съёмки в месяц. Ежедневно можно снимать только на паспорт и делать прочий ширпотреб. В нормальных итальянских студиях нет готовых декораций и аксессуаров на все случаи жизни, каждый раз изготавливаются новые. Я тоже только так и работаю, в отличие от многих российских фотостудий, использующих одни и те же фальшивые камины, крашенные в белый цвет велосипеды, бижутерию в горшках и цветные зонтики.

 

Sergey Polivect 2720

 

- А чем, на ваш взгляд, выделяется обучение в творческом объединении «Марке Фано» от тех школ, которые хотят просто заработать?
- У нас довольно жёсткие условия, глубокое профессиональное погружение в съёмку. И те, кто думает, что все окружающие их станут любить только за то, что они взяли в руки фотоаппарат, будут разочарованы. Это ПАХОТА, которая требует не только освоения теоретических знаний, но и вдумчивой индивидуальной работы. Иногда я вижу, что человек, имея задание, дома ничем не занимался, а надеется только на помощь опытного фотографа. Он никогда успеха не добьётся. А я горжусь тем, что нет ни одной, кроме «Марке Фано», школы в Ростове (а может, и в России), 14 (!) выпускников которой были бы приняты в Союз журналистов РФ. Благодаря своему труду, своим работам, выставкам, оформлению различных изданий. Это дорогого стоит!


- Сергей Алексеевич, вы объездили полмира, участвовали во многих ралли-рейдах. Как вы на них «подсели»?
- Меня в 2012 году в ралли-рейды, можно сказать, привёл Яков Кадырович Мехтиев – капитан и владелец команды «Ренат-транс». Это серьёзный бизнесмен и замечательный гонщик с большим прошлым. Когда ему было уже за 60 лет, Яков Кадырович дважды выиграл ралли-рейд «Шёлковый путь» в классе Т4.1 «Грузовые тягачи». Именно он проложил мне дорогу к гонкам, более того - предоставил полностью оборудованный и подготовленный к сложной трассе автомобиль «пресс-кар». Тогда я впервые стал пресс-атташе команды «Ренат-транс», сам был за рулём. Мне оставалось лишь качественно поработать, чтобы оправдать подобное доверие. Потом этот опыт повторился. А буквально через два года я оказался в Аргентине, Боливии и Чили на знаменитом ралли «Дакар». В тот раз я выступал в составе прибалтийской команды «Электрик-Опшн» с российским пилотом Антоном Григоровым, который меня и пригласил, зная ещё по «Шёлковому пути».
Ещё было африканское ралли, бывший маршрут «Париж-Дакар». Стартовали мы в княжестве Монако, затем перебрались на пароме в Марокко, проехали Мавританию, Сенегал и финишировали в городе Дакар. Почему эту гонку перенесли в Южную Америку? Тогда в Африке были случаи похищения людей, и организаторы приняли такое решение. Хотя с точки зрения безопасности для жизни, южноамериканское ралли оказалось сложнее. Только при мне в гонке 2014 года погибли пять человек - разбились два журналиста, два механика и лишь один гонщик. Словом, впечатлений масса! Поэтому, чтобы всё это не забыть, не расплескать и показать людям, я выпускаю альбомы, книги, делаю выставки.

 

Sergey Polivect 3569

- Сколько всего состоялось ваших персональных выставок?
- Больше тридцати. Они экспонировались в Вене, Дакаре, Пекине, Праге, Москве, Грозном и во многих других городах. Фотоальбомов и книг выпущено тоже около трёх десятков. Я дарил их, в том числе, выдающимся гонщикам, которые были просто в восторге! Обычно фотографы пытались продать им флэшки со снимками, которые потом никто даже и не смотрел. А тут высококачественная полиграфия! Мои книги есть, скажем, у князя Монако Альбера II и у вице-премьера Китая, у руководителей ралли-рейдов французов Жан-Луи Шлессера и Фредерика Лекьена, у 13-кратного чемпиона «Дакара» Стефана Петеренселя. На гонках вообще царит демократия. Например, принца Катара миллиардера Насера Аль Аттию можно встретить… в очереди в душевую кабинку. А он, между прочим, кроме того, что являлся официальным участником ралли, ещё и бронзовый призёр Олимпийских Игр в Лондоне по стрельбе из пистолета. Очень скромный и доброжелательный человек.

 

Sergey Polivect 1754

- Складывается впечатление, что вы любите и умеете дружить. Кроме многих тепло относящихся к вам ростовчан, наших земляков, у вас сложились тесные мужские связи, например, с лучшим военным корреспондентом России Александром Сладковым и великими бойцами братьями Емельяненко, с уже ушедшим от нас, увы, композитором и певцом Александром Барыкиным. Что вы больше всего цените в дружеских отношениях?
- Меня всегда подкупает, когда я изначально не знаю профессию и социальный статус человека, а он мне симпатичен. С ним интересно общаться. Я уже хочу побывать у него в гостях и пригласить к себе. А уж потом я узнаю, что оказывается он «звезда» в своём деле или, наоборот, нет. Прежде всего, он интересен мне как человек, как личность. А его профессия вторична. Когда у человека горят глаза, когда он живой и готов поделиться с тобой своим временем, своей интеллектуальной энергией, это подкупает и притягивает. А с людьми аморфными, эмоционально ленивыми и инертными лучше время не проводить. Жизнь коротка, и нужно расширять свой кругозор не только с помощью книг и путешествий, но и в ходе интересных и продуктивных встреч. Надеюсь, что и я своим друзьям интересен, раз они со мной общаются.


- Ближайшая фотовыставка посвящена 10-летию ещё одного вашего интереснейшего путешествия теперь уже по Святым Местам. Как оно состоялось?
- Путешествие по Святым местам древней Ликии состоялось благодаря моему другу Игорю Пивоварову, который является капитаном и владельцем яхты «Центурион». Посетив эти интереснейшие со всех точек зрения места, мы под парусом пришли к Святой горе Афон. Особняком, конечно, стоит знакомство и общение с монахами, которое многое поменяло и в моём собственном мироощущении, в отношении к жизни и людям. Именно там я бросил курить и не курю вот уже 10 лет. Я перестал нервничать понапрасну, перестал столь остро переживать из-за потерянных сделок. Я не стал флегматиком, но на некоторые вещи теперь смотрю значительно спокойнее. Настоящие монахи, как мне представляется, примерно так воспринимают наш мир, и они счастливы в этом мировоззрении.


- Впереди ещё одна заранее продекларированная вами фотовыставка, на которой будут представлены снимки обычных людей, сделанные мобильными телефонами. Как родилась эта идея?
- Ко мне на выставках не раз подходили люди и спрашивали: «А когда мы сможем показать публике свои работы? Правда, кроме мобильников ничем другим не пользуемся». Я написал пост в Фейсбуке, призывающий всех желающих присылать свои снимки. И, о чудо, они посыпались не только из России, но даже и из-за рубежа! Стало быть, будущая выставка уже приобретает статус международной! Я считаю, что любой человек даже на обычный телефон может снять по-настоящему уникальный кадр, обладающий художественной ценностью. Любительские фотографии всегда очень откровенные и честные. Поэтому я уверен, что выставка 24 мая скучной не будет.

 

Sergey Polivect 1757

- Мир фотографии сегодня изменился. У всех нас есть телефоны, смартфоны, люди много (может быть, даже чересчур много) фотографируют. Это хорошо, на ваш взгляд?
- В истории фотографии было немало «взрывов». Первый, когда её только изобрели. Второй случился, когда придумали камеру для 35 мм плёнки. Особенно повальными стали послевоенные годы, когда страну наводнили трофейные «Лейки» и начали открываться отечественные заводы: «Сокол», «Зоркий», «Киев», «ФЭД» и т.д. Третий всплеск произошёл в период появления цветной фотографии. Ну и четвёртый «взрыв» - это, конечно же, внедрение цифровых технологий. И секрет тут в отсутствии сложных настроек – человек уверенно фотографирует, потому что за него всё сделает автоматика. И он тут же видит готовый результат, который, в случае чего, всегда можно подкорректировать либо продублировать.


А как вы относитесь к новой эпидемии современности - сэлфимании, порой граничащей с риском для жизни?
- Меня другое иногда раздражает. Зачастую мне стыдно смотреть на «творчество» иных «якателей» на страницах в соцсетях: вот я позавтракал, вот я потягал эти гантели, вот вид из моего туалета…
Это неприятно, мне не хочется о тебе столько знать! Я хочу узнать о тебе что-нибудь действительно интересное. Как говорят психологи, если вы хотите, чтобы вас уважали, рассказывайте о своей профессии, о достижениях в ней, о добре и пользе, которую вы сегодня принесли людям. А ещё лучше, если об этом расскажут ваши друзья или коллеги. Нельзя терять совесть даже в таких мелочах. Скромней надо быть, вот и всё…

 А. Молчанов

Фото предоставлены из архива Сергея Поливец

Copyright 1rostov.ru © 2019

Все права защищены.